"...Но учение — это не игрушка.
В изложении Успенского учение может
показаться достаточно простым, но это обманчиво.
Гурджиев часто предупреждал, что неверное
понимание или лишь частичное знакомство
с учением может превратить ученика
"в кандидата в сумасшедший дом"...."
"Патерсон. Четвёртый путь:
новая интерпретация или искажение?"

 

Уважаемый, Зевака!

Вы как-то обронили здесь несколько вопросов связанных с "одним из самых
известных методов 4-го Пути - самовоспоминанием":

Я сдуру подобрала, и решила изложить свои мысли на эту тему Вам, потому что мне показалось, что Вы спросили таким образом, что может быть знаете и ответы:?

Оказалось, что мне самой подобные вопросы в голову не приходили, настолько простой
(хотя и трудной) я считала эту практику... стыдно конечно, но что поделать :(

ВВ: Вы знаете, когда надо начинать его практиковать?

Мне казалось, что как узнал, так и начинать сразу. Следует ли из Вашего вопроса,
что это ошибочный подход?

Я так думала, что вспоминать вообще все равно когда, как вспомнишь, что забыл, так и вспоминай, ну и продолжай "всегда и везде", хоть и не везде и всегда получается, и даже реже чем хотелось бы.

О:
Надо сказать и я когда-то думал точно так же. Но потом, мне указали, что это типичное проявление "детской" логики — увидел интересную игрушку и сразу — хочу такую же.
Однако, кроме всего прочего, есть ведь немало предупреждений, что, начав самостийно работать с какой-то техникой, можно по незнанию вовлечь в процесс пагубные элементы, о которых и понятия не имеешь…
Для этого упражнения требуется значительный период подготовки. Собственно, не к самому упражнению, а к той стадии процесса развития человека, на которой находится это упражнение. Кроме того, скорее всего, при его выполнении потребуется, в некотором смысле, контакт с мастером.

Что за подготовка?
1. Прежде всего развить в необходимой степени внимание. И не просто развить (так или иначе, практически все успешные в своей профессии люди внимательностью обладают, но не всегда могут перенести её в иные сферы — известный пример с профессором и зонтиком…), а научиться видеть события, людей и вещи под определенными углами зрения.
2. "Правильный" подход к развитию внимания приводит к некоторому изменению взгляда на себя и окружающих, а также к введению в поле наблюдения таких вещей, как например, движущие мотивы… И опять-таки, здесь тоже требуется корректировка ракурсов наблюдения и кое-что еще…

Надо сказать, что наилучшее, на мой взгляд, описание процесса подготовки и непосредственное введение в этот процесс дано Шахом в его книге "Учиться как учиться". Признаюсь, более всеобъемлющего подхода не встречал.
Что важно — так это самому найти подход к этой книге. То есть, не торопиться с оценками и поверхностными умозаключениями, с поисками явного смысла и т.п., а дать себе время углубиться в книгу… С другой стороны не возводить книгу или автора на пьедестал.

ВВ: В совокупности с какими другими упражнениями?

Могли бы Вы сказать с какими, если это не сложно? Я считала, что эта практика самостоятельная, и скорее любые другие упражнения нужно бы делать в совокупности с ней, а не наоборот...

О:
В ответе на предыдущий вопрос я уж почти ответил, правда, не коснулся самих упражнений.
Знаете, Алиса, в чем здесь фокус? При чтении книги с некоторого момента (прочитав ее несколько раз) начинаешь видеть упражнения. Так вот, это и есть личные подготовительные упражнения… Каждый может извлечь то, что предназначено ему. И они постепенно подводят ко вкусу памятования (более общее упражнение, чем самовоспоминание). Удивительно то, что наиболее действенными на этапе подготовки оказываются самые простые упражнения. Конечно, в первую очередь, это наблюдение и самонаблюдение в своих различных вариантах.
Кроме того, мой личный опыт говорит, что книгу лучше читать в компании нескольких человек. То есть, не читать, а обсуждать. Яснее начинаешь понимать, что есть совер-шенно иные взгляды на, казалось бы, очевидные вещи. И лучше, практичнее что ли, осознаешь неадекватность восприятия самого себя самим собою. Ну и так далее.
Правда и компания должна быть компанией не в обычном смысле слова — дело здесь исключительно в социальных факторах. Кстати, и о них у Шаха говорится достаточно подробно…

ВВ: Сколько продолжать его практиковать? Когда остановиться?

Раньше мне казалось, что лучше бы вообще не останавливаться... но
непрерывно все равно не получается, поэтому я и не парюсь.

О:
Думается мне, что самостоятельно его лучше и не начинать.
Когда же остановиться — знает руководитель.

ВВ: Какие в этой практике есть особенности и нюансы?

Вот это правда... есть нюансы:

О:
Дело в том, что в большинстве своем, мы, начинающие, да и "продвинутые" тож (каких только характерных примеров не насмотришься на Ниматуллахийском форуме, начиная с "шейха" Вайтера!), — личности не гармоничные, с теми или иными перекосами в психике, о наиболее важных из которых чаще всего не имеем даже представления. Начав подобную практику без руководителя, мы, сами того не подозревая, рискуем еще более разбалансировать важные (для дальнейшей работы) части нашего ума.
Одна из опасностей (нюансов), поджидающих при несанкционированном выполнении этого упражнения или его разновидностей — блокировка ума для восприятия круга идей, не связанных напрямую с этим упражнением. Добавьте сюда еще самофиксацию (ведь так или иначе, чтобы направлять внимание на себя долгое время требуется волевое усилие), которая непременно разовьется, если весь процесс чем-то подходящим не уравновесить, и букет получится впечатляющим!

Поэтому-то на руководителе лежит ответственность за практикующего.
Что вспоминать, как вспоминать и сколько вспоминать — может решить только он.

 

Используются технологии uCoz