Отрывок из книги

Идриса Шаха

"Знать как знать"

 

Признаки настоящей суфийской школы

Первое – метод исключения; школа, ее учителя и студенты должны быть исследованы на предмет выявления признаков приведенных выше (пункт 5, выше), которые выдают лжешколу. Второе –  необходимо отметить, что ниже приведенное составляет часть указаний, свидетельствующих о подлинности суфийской школы:

  1. Школа не ограничивает людей в чтении какой-либо специфической литературы или учений, а скорее наоборот, ожидает от студентов познания широкого спектра литературы, в то же время, специализируясь на соответствующим образом сбалансированном изучении;

  2. Она способна объяснить и истолковать прежние формулировки суфийского пути, которые содержатся во всем спектре суфийской литературы;

  3. Она способна объяснить процесс заменяемости одних материалов другими;

  4. Она не привязана к какой-то культуре или языку. Иными словами, ей не понадобится, кроме как для иллюстрации или аналогии, пользоваться словами или практикой, относящимся к культурам и/или языкам чуждым тем, в контексте которых работает суфий;

  5. Ученики не ходят в чудных одеждах (мантиях) и не используют терминов, чуждых местной культуре;

  6. Она не допускает использования лозунгов или «высказываний» учителей прошлого, кроме как в иллюстративных целях;

  7. Она не использует речитативы, движения, музыку и так далее, как полу-религиозные церемонии или спектакли, в то же время располагая знаниями об этих вещах и видя в них часть многосторонней системы применения стимулов;

  8. Она не претендует, что ее миссия – учить всех, а так же не принимает в свои ряды любого. Прежде всего, она убедится, что интересующийся человек имеет достаточно информации и опыта, чтобы принять решение относительно суфиев и суфизма в соответствующей манере;

  9. Она, скорее, прояснит (для кандидата) природу «инструментальной функции» идей, технических приемов и так далее, чем позволит относится к этому, как к чему-то непреложному, священному, «традиционному» и так далее;

  10. Она будет иметь дело с каждым человеком, в соответствии с его способностями и характером, не будучи ни благожелательной, ни наоборот, так как добросердечность и жестокость, хотя они эффективны и понятны в обычных отношениях, действуют как элементы обусловленной системы в учениях или в групповых ситуациях.

 



Используются технологии uCoz